
2025-12-12
Ⅰ. Обзор отрасли: объём рынка и ускоренное внутреннее замещение
Согласно последним данным Центра исследований развития авиационной промышленности Китая, опубликованным в ноябре 2025 года, объём рынка производства аэрокосмических компонентов в Китае достиг 286 млрд юаней в 2024 году и, как ожидается, превысит 520 млрд юаней к 2030 году, при среднегодовом темпе роста около 10,4%. В настоящее время отрасль переживает период ускоренного внутреннего замещения, демонстрируя значительные прорывы в таких «узких» областях, как производство высокотехнологичных структурных компонентов и основных компонентов двигателей. Ожидается, что объём внутреннего производства увеличится с менее чем 40% в настоящее время до более чем 70% к 2030 году.
Рассматривая отдельные секторы, производство структурных компонентов планера составляет 38%, включая обработку компонентов из титановых сплавов и композитных материалов; На компоненты двигателей приходится 27%, при этом наблюдается постоянное преодоление технологических барьеров в основных продуктах, таких как лопатки из жаропрочных сплавов и диски турбин; а на компоненты авионики и электромеханических систем – 18%, при этом ускоряется локализация датчиков и компонентов систем управления полетом. Что касается регионального развития, то промышленные кластеры дельты реки Янцзы, Чэнду-Чунцин и Сиань-Баоцзи обеспечивают более 78% национального объема производства. В частности, Шанхай, Чэнду и Сиань сформировали полноценные экосистемы производственной цепочки, основанные на таких крупных проектах, как транспортные самолеты C919 и Y-20.
Ⅱ. Показатели предприятий: Экологичное и интеллектуальное производство – движущая сила промышленной трансформации
18-й научно-исследовательский институт Первой академии Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологий: повышение конкурентоспособности с помощью экологичного и интеллектуального производства
Являясь ведущим предприятием в области сервоприводов для аэрокосмической отрасли, 18-й научно-исследовательский институт Первой академии Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологий в последние годы содействует модернизации промышленности посредством экологичного и интеллектуального производства. В 2023 году он был признан «Зеленым заводом» национального уровня, а в 2024 году ему были присвоены звания «Ведущее предприятие Китая по достижению пикового уровня выбросов углерода в промышленности» и «Предприятие национального уровня в сфере экологичного управления цепочками поставок». Основные достижения института включают:
Цифровая трансформация производственной линии: Институт построил 10 взаимосвязанных интеллектуальных производственных линий, включая сложную линию по производству корпусов, которая обеспечивает «полное автоматическое производство», значительно повышая показатели квалификации продукции, увеличивая использование пространства на 30% и требуя только участия человека на этапе отладки первой детали.
Прорывы в области экологичных процессов: полная замена цианидсодержащих гальванических процессов, создание производственной линии микродугового оксидирования, достижение двойного преимущества: сокращение сброса сточных вод с тяжелыми металлами и сокращение циклов обработки; инвестиции в НИОКР в области экологичных технологий остаются на уровне выше 19% в течение последних трех лет.
Совместные инновации на основе платформы: создание интегрированной платформы для полного цикла экологичного проектирования и производства, обеспечение полного обмена данными о проектировании, технологических процессах и производстве; Выручка в отраслевом секторе в 2024 году увеличилась более чем на 50% в годовом исчислении. Одновременно компания возглавила создание Альянса инноваций в области сервоприводов «Знания и действия» в аэрокосмической и морской промышленности и выступила инициатором разработки множества экологичных стандартов для аэрокосмической отрасли.
Ведущий кластер предприятий: значительные достижения в локализации ключевых компонентов
В таких областях, как производство основных компонентов двигателей и крупногабаритных конструктивных деталей, такие компании, как AVIC Heavy Machinery, AECC Aero Engine Corporation of China (AECC) и BLT, добились технологических прорывов. Интегрированная технология формовки AVIC Heavy Machinery для крупногабаритных интегральных конструктивных деталей из титановых сплавов снижает вес компонентов более чем на 20%; точность изготовления монокристаллических лопаток для авиационных двигателей, обеспечиваемая AECC Aero Engine Corporation of China, приближается к передовому международному уровню; а BLT добилась прорывов в области 3D-печати композиционных материалов с металлической матрицей, обеспечив поддержку массового производства конструктивных компонентов спутников.
Ⅲ. Отраслевая биржа: Форум по технологиям высокоэффективной обработки создает платформу для сотрудничества
С 28 по 29 августа 2025 года в Яньляне (Сиань) успешно прошел «Форум по технологиям высокоэффективной обработки авиастроения и деталей 2025 года». В этом году это стало значимым техническим событием в сфере авиационной промышленности. Форум, организованный Авиационным обществом провинции Шэньси, под названием «Высокая эффективность, интеллектуальность и сотрудничество — создание новой производительности в обработке авиационных деталей» привлек более 200 представителей OEM-производителей, научно-исследовательских институтов и компаний, производящих основные компоненты.
Ключевые моменты форума: 13 тематических докладов, посвященных передовым направлениям, таким как повышение эффективности обработки и внедрение интеллектуальной автоматизации; круглые столы, в ходе которых были достигнуты несколько консенсусов по теме «Сотрудничество в отраслевой цепочке в целях замещения отечественных компонентов»; и посещение таких ведущих компаний, как Zhongke Hangxing, Xi’an Yuanfei и Xi’an Chida, для ознакомления с основными процессами обработки компонентов из титановых сплавов и конструктивных элементов самолетов. Этот форум не только продемонстрировал результаты применения таких технологий, как сверхточная обработка и цифровые двойники, но и способствовал заключению 12 межфирменных соглашений о техническом сотрудничестве, что придало импульс совместному развитию кластера авиационной промышленности Северо-Запада.
Ⅳ. Будущие тенденции: развитие, обусловленное как политикой, так и спросом
Что касается политики, то в национальном «14-м пятилетнем плане» для высокотехнологичного оборудования четко провозглашена цель увеличения уровня локализации ключевых компонентов до 75% к 2027 году. Местные органы власти следуют этому примеру, проводя поддерживающую политику: Цзянсу создал фонд аэрокосмической промышленности в размере 20 миллиардов юаней, Сычуань запустила «Трехлетний план действий по созданию сильной авиационной провинции», а Гуандун строит промышленный парк по производству коммерческих аэрокосмических компонентов. Что касается рыночного спроса, крупномасштабные поставки C919, разработка широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929 и проекты многоразовых ракет продолжат генерировать спрос на компоненты, побуждая отрасль к модернизации своих возможностей по всей цепочке поставок: от материалов и проектирования до обработки и испытаний. Глубокая интеграция интеллектуального и экологичного производства станет ключевым показателем конкурентоспособности компании.